Ответы на важные вопросы об управлении персоналом
Ответы на важные вопросы об управлении персоналом
Успешная деятельность любой организации зависит от массы факторов, среди которых один из самых важных — наличие системы управления персоналом.

К сожалению, на территории постсоветских стран это понятие стало развиваться гораздо позднее, чем на Западе. Ситуация такая: по материальным причинам многим компаниям казался более близким формат «кто начальник отдела, тот и руководит персоналом своего отдела, заботится о его нуждах и продуктивности». Но на практике это оказывается губительным для всей компании, поскольку приводит к обесцениванию корпоративной культуры, к снижению мотивации сотрудников, потери эффективности их труда и напряженным отношениям с руководством. На данный момент решение уже очевидно: внедрить грамотную систему управления персоналом, за реализацию которой будут отвечать квалифицированные сотрудники.

Давайте разберемся подробнее в специфике этой темы, поговорим о ее важности, а также узнаем, что это за специальность «Управление персоналом» в современных условиях.
Что такое управление персоналом в организации
Под управлением персоналом принято понимать некий вид деятельности, направленный на руководство людьми с целью реализации проектов организации. При этом максимальный акцент делается на труде, опыте и талантах сотрудников, а также на уровне их удовлетворенности от самой работы. То есть, управление персоналом — это не о строгой регламентации действий каждого из работников, а об умении взаимодействовать с ними: уважать, мотивировать и направлять их труд на благо компании.

А ведь было время, когда все выглядело не так «гуманно». Действительно, до последнего десятилетия XX века в понятие управления персоналом вкладывалось как раз понимание строгого «начальствования». Взаимоотношения между работодателем и сотрудниками были достаточно противоречивыми, поскольку между ними находился целый свод правил взаимодействия. Под конец 20 века организации стали перестраиваться на формат «сотрудничества», в рамках которого личность самого сотрудника становится достаточно значимой, его мотивации и умениям уделяется должное внимание. Управление в новом понимании — это умении задействовать весь потенциал каждого из работников на реализацию стратегических задач компании.

В управленческой практике вы можете встретить два понятия «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами». Важно понимать, что это две разные вещи. Основное отличие в том, что в первом случае мы рассматриваем человека, как полноценную и самодостаточную личность, ее потребностям и правам уделяется весомое внимание. Также интересы персонала учитываются при постановке коммерческих целей. Что мы имеем во втором случае? Во-первых, персонал воспринимается в качестве ресурса, с помощью которого достигаются цели компании. При этом в ресурс готовы вкладывать и способствовать его развитию. Во-вторых, наиболее значимыми являются именно цели компании, а не сотрудников.

То есть, управление человеческими ресурсами соотносимо с кадровым или трудовым потенциалом. В случае же управления персоналом материальные цели грамотно переплетены по значимости с социальными потребностями работников. В связи с этим можно выделить такие базовые принципы управления персоналом:

при подборе сотрудников внимание уделяется не только их деловым качествам, но и личным;
коллектив строится таким образом, чтобы была количественная гармония между молодыми специалистами и уже опытными сотрудниками;
деятельность сотрудников оценивается, на основе чего формируются стратегии для профессионального роста и развития каждого;
здоровая и прозрачная конкуренция поощряется, благодаря чему значительно развивается кадровый потенциал компании;
в организации присутствует доверие к каждому сотруднику, но вместе с ним работает и система адекватной проверки результатов труда каждого;
компания всегда готова к ситуации, когда кто-то из сотрудников не может выйти на рабочее место, и имеет возможность его заменить;
для каждого из сотрудников предусмотрены возможности повышения его профессиональной квалификации;
вся кадрово-управленческая деятельность компании ведется в соответствии с действующими правовыми актами.

Таким образом, управление персоналом носит сложный и системный характер. Современные специалисты выделяют достаточно большое количество моделей управления организацией. В общем виде они делятся на экономические, технократические и современные. В первом случае мы имеем дело с моделями, акцентирующими на материальном стимулировании сотрудников. Во втором случае акцент идет на использование различных административных методов организации труда и контроля. В третьем формате речь идет о лидерстве с партнерством между сотрудниками, о творчестве в коллективе и человеческом самоконтроле. В любом случае мы говорим об одновременном воздействии на сотрудников, и взаимодействии с ними: о формировании кадрового состава и его последующем регулировании.