Методы эффективного управления персоналом
Методы эффективного управления персоналом

Управлять людьми — не значит только отдавать им команды и поручения. Руководящая деятельность также включает:

планирование потребности компании в кадрах;
подбор, расстановку сотрудников;
организацию труда;
мотивацию, стимулирование.
Управление — значит создать для работников условия для реализации творческого, трудового потенциала. Методы управления должны отвечать целям предприятия, не ущемлять интересы сотрудников, обеспечивать соблюдение трудового законодательства.

Методы эффективного управления персоналом

Способы управления
Административные
Базируются на дисциплине и четком распорядке. Ориентированы на чувство долга, стремление работать в конкретной организации, осознанную необходимость соблюдать дисциплину.

Способы административного воздействия:

Организационные. Штатное расписание, должностные инструкции, и другие внутренние нормативные акты вводятся в действие приказом руководства компании. Реализация в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания выполнять инструкции, правила, утвержденные администрацией. Применение комплекса организационных и социально-психологических методов управления помогает организовать работу структурных подразделений и предприятия в целом, дисциплинировать персонал, стимулировать его к производительному труду.
Распорядительные. Приказы, распоряжения, инструктирование совместно с целевым планированием, нормированием труда, координацией, контролем производства направлены на соблюдение внутренних нормативных документов, поддержание системы управления. Невыполнение распоряжений влечет за собой наказание.
Материальная ответственность. Добровольное возмещение ущерба, удержания из зарплаты, лишение премии и другие взыскания применяют к работнику в случае причинения им ущерба организации. Работодатель также несет ответственность в случае незаконного увольнения, задержки выплаты зарплаты и других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Дисциплинарная ответственность — замечание, выговор, понижение в должности, увольнение в случае нарушения ТК РФ, трудового соглашения и локальных нормативных актов организации. Применяют по факту совершения проступка, но не позднее 1 месяца со дня обнаружения (по итогам ревизии — не позднее 2 лет). С нарушителя предварительно берут письменное объяснение, составляют акт о нарушении. Налагать взыскание могут только должностные лица, которым делегированы соответствующие права.
Административные методы применяют в крупных многоуровневых фирмах, где необходимо скоординировать работу коллектива.

Экономические
Косвенное управленческое воздействие, основанное на потребностях работающих. Экономические рычаги — стимулирование, мотивация.

Методы эффективного управления персоналом

Вознаграждение за результаты труда — часть успешной деятельности сотрудников, повышение конкурентоспособности фирмы на рынке. Материальное стимулирование должно быть четко синхронизировано с планами работы предприятия. Денежную мотивацию внедряют для достижения конкретной цели, чтобы человек знал, за что он получит дополнительное вознаграждение. Формы вознаграждения — надбавка к зарплате, премия, доплата за условия труда, проявление инициативы, творческий потенциал работника.

Преимущество метода — систему поощрения легко видоизменить в зависимости от поставленной задачи, подстроить под конкретного сотрудника или коллектив. Минус — эффективность мотивации может снизиться, если люди занимаются нелюбимым делом.

Социально-психологические
Психологические методы управления действуют в отношении регулирования взаимоотношений в коллективе, формирования благоприятного микроклимата.

Для оценки микроклимата кадровые службы и HRы проводят тестирование, интервью, анкетирование, в ходе которого выявляют проблемы в отношениях руководства и коллектива, между сотрудниками. Ситуацию исправляют с помощью учебных мероприятий, тренингов. Для руководства организуют учебу по овладению методами управления.

Методы эффективного управления персоналом

Варианты регулирования взаимоотношений:

Комплектование малых групп. Позволяет оптимизировать численность штата и подобрать психологически совместимых людей.
Формирование лояльного отношения к работодателю. Лояльный сотрудник доверяет руководству, хочет трудиться и может выполнить больше, чем указано в должностной инструкции.
Гуманизация труда — базируется на объективной потребности персонала в нормальных условиях работы.
Профотбор и обучение для повышения эффективности труда.
Социальные методы — воздействие на социальные интересы персонала (обеспечение жильем, путевками, медицинским обслуживанием). Применяют для активизации деятельности сотрудников. Задачи менеджмента — выявить общие потребности коллектива, выработать действенные способы их удовлетворения.
Социально-психологический подход к руководству будет более эффективным, если он подкреплен материальным стимулированием.